пятница, 26 сентября 2014 г.

Сон после родов или знакомьтесь, новые тараканы

Проблемы со сном начались сразу после родов. Обычно я засыпаю хорошо, особенно, когда сильно устала. Сказать, что после родов есть усталость - ничего не сказать, а еще в виде дополнительной нагрузки - уход за ребенком. Вроде бы за день в роддоме накрутишься и с ребенком, и со всякими врачами и процедурами, покормишь, укачаешь и уложишь - и вроде бы есть несколько часов чтобы поспать. Ложишься, думаешь - ура, сейчас отключусь. И не отключаешься. А спать при этом очень хочешь. Но голова как будто ломится от переживаний и прокручивающихся снова и снова впечатлений: что тебе врач говорил во время родов, схватки, первая встреча с малышом, последующие процедуры… все повторяется снова и снова, как будто мозгу очень хочется рассмотреть все события под увеличительным стеклом в замедленной прокрутке. Только отвяжешься от этих образов и начинаешь вроде бы засыпать, как ребенок чуть пошевелится и хочется сразу вскочить и посмотреть все ли с ней хорошо. Бороться с собой получается недолго, через несколько минут всё равно встаешь и идешь к кроватке. Пока борешься с собой 'вставать-не вставать?' и собственно встаешь - сон как рукой снимает. Ложишься - и все сначала. Под утро уже становится обидно и смешно, что так много времени не спишь, и начинаешь пытаться "использовать время с пользой": книжку читать, продумывать и записывать какие-то списки дел и т.п. В конце концов где-то между очередным утренним кормлением и ранним обходом медсестер ты все-таки механически вырубаешься примерно на час-полтора...
Еще в роддоме сходила на сестринский пост:
- Дайте мне на ночь чего-нибудь типа пустырника или валерьянки, чтобы засыпать нормально,- говорю я.
- Мы вам, конечно, дадим, у нас есть такой специальный "коктейль" из корвалола, валерьянки и т.д., но вам вряд ли поможет. Все так спят - это у вас просто материнский инстинкт включился. Теперь совсем спать не будете, - сказала добрая дежурная сестра.
Да ладно, подумала я. Спросила у мамы, когда она начала спать после моего рождения (я старший ребенок в семье). Мама сказала, что месяца через три. Три месяца! Ужас какой, подумала я. Нужно ведь как-то восстанавливаться, а на это нужны силы. И на позитивные эмоции для дочки и мужа тоже нужны силы. А чтобы были силы надо спать. Подумать страшно, насколько махровой будет послеродовая депрессия, если 3 месяца толком не спать! Нет, я на такой расклад не согласна, надо как-то побеждать это, что бы это ни было - стресс ли это во время родов, гормоны какие-то новые или "инстинкт", как его назвала дежурная сестра.
Попробовала роддомовский "коктейль" - с первого раза однозначно не помогло. Пробовала просто считать и считать что-нибудь, например, воображаемые плитки на дорожке - не помогло. Ворочалась с боку на бок, пытаясь найти удобное положение - безрезультатно.
Когда анализирую, почему не сплю, то получается, что примерно процентов на 30 - из-за переживаний и болей, а на 70 - из-за своих собственных тараканов "а вдруг ночью что-то случится/а вдруг она заплачет, а я не услышу и т.д." Новая роль и гормоны как будто говорят тебе: "тебе надо неустанно быть с ребенком, день и ночь, чтобы точно все было хорошо". Такие вот мамские тараканыJ Одна моя знакомая рассказывала, что первое время совсем не могла отходить от сына: когда он бодрствовал, ждала пока заснет, а когда спал - сидела у кроватки, и ждала, когда же он наконец-то проснется. В общем, трогательная, конечно, но очень нерациональная и негуманная по отношению к собственному организму заложена в нас программа. Не утверждаю, что надо не заниматься ребенком или сразу с ним разлучаться, совсем нет. Но когда он спит - неплохо тоже иметь возможность поспать.
Безусловно, первое время тараканы торжествуют настолько, что сходить в душ - целое достижение: "а вдруг она расплачется пока я голову мою? И что мне тогда делать - выбегать из душа в мыле или все-таки заканчивать мыться, пока ребенок плачет?" Поняв, что проблема со сном полностью находится в моей зоне контроля, я решила себя прочелленжить и объявить вредителям в моей голове войну - отрываться хотя бы на несколько минут от ребенка. Для начала организовала себе «прогулки»  по роддомовскому коридору: ребенок засыпает крепко - выхожу из палаты (она у меня была как раз удачно в самом конце последнего коридора) и гуляю до приемного отделения и обратно. На обратном пути, естественно, хочется ускориться, чтобы убедиться, что все Ок. Но, накопив опыт хотя бы нескольких таких 'прогулок' понимаешь, что все на самом деле нормально и ничего такого особенного за твое отсутствие не случается. Это дало небольшой результат в виде способности вздремнуть пару раз за ночь по полтора-два часа. 
Надеялась, что мои новые рыже-усатые друзья останутся в роддоме – дома-то гораздо удобнее и вообще их у нас никогда не было. Не тут-то было: первые 2 недели дома в основном могла спать только когда еще кто-то рядом, в основном муж. Если нет (например, днем) – переживала и не спала. Бред полный, естественно, но тараканы сильны как никогда. Спас совместный дневной сон. В роддоме не разрешали совместный сон с ребенком, да и сам как-то после разговора с медсестрой о всяких «рисках» и учитывая какие там узкие кровати боишься. А дома, переборов страх «во сне перевернуться и раздавить» можно, оказывается прекрасно отдыхать днем вдвоем, отсыпаясь хотя бы частично за роддом и бессонные ночи. Войти в сон лучше всего помогает, естественно, ГВ вместе с чудным пролактином, который всякие назойливые насекомые не переносятJ
Также обнаружила, что хороший способ погрузиться в ночной сон – попросить вторую половину сделать массаж стоп. Первый раз я даже удивилась, как много болезненных точек и зажатых мелких мышц – до этого такого никогда не было. Но если стопы хорошо размять, эффект как будто распространяется на все тело, - расслабляешься и засыпаешь. Общий массаж, естественно, тоже прекрасно работает на усмирение тараканов, так что на него имеет смысл ходить, как только разрешил врач.
И еще одна техника, которой пользуюсь не часто, но когда пользуюсь - приносит облегчение гарантировано, - zazen или "медитация в стену":) Просто садишься удобно на пол, на коврик или на подушку и смотришь в стену, отгоняя все мысли и стремясь держать сознание пустым. Хотя бы минуть 15. Не буду сейчас углубляться в саму технику и идею, скажу только, что для меня это идеальный способ "чистить мозг". 
Итого к 1.5 месяцам ребенка я, к счастью, в 95% случаев научилась засыпать довольно быстро и спать столько, сколько дают - хоть 6 часов подряд, хоть 1; таким образом из относительно глубокого сна кусочками набираешь свои 6-7-8 часов сна в день и чувствуешь себя неплохо.  А такая победа над тараканами -  как раз то что нужно и мне, и моей семье.




Комментариев нет:

Отправить комментарий