четверг, 26 февраля 2015 г.

Мое work-life balance прозрение - Часть 1

There is no such thing as work-life balance. 
Work and life are like a yellow M&M's and the Sun 
- both are round and yellow, but the simmilarity ends there. 
Mark Horstman  

         Недавно обсуждали с одной моей доброй знакомой тему пресловутого worklife balance и плохих начальников, которые выжимают из сотрудников все соки. И вот я тоже решила порефлесировать на эту тему.
          Есть одна известная большинству работодателей вещь: мы, поколение Y в России, ну очень любим поработать. Особенно девочки (no offence, но к женщинам это действительно больше относится - есть даже исследования на эту тему). Мы уверены:"если я буду очень усердно и много работать, то меня обязательно заметят и у меня все получится". И до определенного момента так оно, действительно, и есть: когда мы работаем на начальных и специалистских позициях, работа, которую мы делаем, может быть "лучше", если мы ее сделали больше. Например, провела лишних 3 часа на работе - просмотрела больше резюме и позвонила большему количеству людей - и ура, нашелся тот самый нужный кандидат, результат налицо. Но с годами отношение между вложенным временем и качеством работы становится менее и менее прямо-пропорциональным. На менеджерских позициях важно, какие отношения ты построила, как повлияла на stakeholder'ов и какие решения приняла, а для этого более важно быть отдохнувшей и счастливой, чем работать много часов подряд. Безусловно, бывают периоды авралов и стартапов, но в целом - работа не будет сделана принципиально лучше, если ты вложишь в нее, например, дополнительных 3 часа каждый день, работая 11 часов вместо 8. В какой-то момент я думала, что негласно принимаемый режим работы зависит от культуры компании. Потом поняла что нет, точнее не полностью - есть что-то, на что компания влияет, но есть то, на что влияем только мы.
        My work-life balance story: я довольно долго, с 2005 по 2013, работала как и все нормальные девочки-Y: не покладая рук, долгими часами, не переставая думать о работе по дороге домой и в выходной, генеря идеи по работе в дУше утром - ночью-то мозг работал,  а также "героически" работая по выходным и периодически - что естественно - сваливаясь без сил, сраженная c какой-нибудь ерундой типа простуды, т.к. иммунитет не-отдыхающего человека близок к 0.
         И вот (хочется зловеще сказать "наконец-то":))) -  весной 2013 я сильно заболела, на несколько недель. Тогда я находилась в заблуждении, что если вдруг такое случиться, то мои начальники поймут и поддержат, но в тот раз я получила несколько наиболее неприятных сообщений в своей корпоративной жизни. Один из моих шефов недоумевал, как вообще возможно заболеть на более чем 2-3 дня, и считал, что это совершенно безответственно)))) И я, наконец-то поняла,  что так больше нельзя. Это действительно безответственно, но не в первую очередь по отношению к начальникам и заказчикам. В первую очередь это безответственно по отношению к себе!
         С тех пор я взяла на себя ответственность за свое здоровье и нагрузку, т.к. машина корпорации будет всегда продолжать вешать на тебя столько, сколько ты берешь, а вознаграждение, простите за цинизм, останется примерно таким же. Конкретный пример: в 2012 году я работала как привыкла: 10-14 часов каждый рабочий день, e-mail non-stop вне офиса, короче - практически полное посвящение себя работе. При подведении итогов года мне закрыли бонус на "высокий балл", чуть меньше максимума. Wow, подумала я, и продолжила работать в том же духе. В апреле 2013, как уже писала выше, я приняла решение работать 8-10 часов в день, а вечерами, ночами и по выходным на почту не отвечать и "срочно до утра" ничего не делать, только если ради этого мне специально позвонили. И что же вы думаете - за 2013 год мне, конечно же, поставили меньше баллов. Но на сколько? Всего на 3%! Вы понимаете - всего каких-то 3%! Это ничтожно маленькая разница в общем уровне оценки по сравнению с тем, что я стала гораздо больше времени уделять себе и своей семье. И  нет, я не стала халявить, наоборот, возможно, я стала работать еще лучше в те часы, которые я отводила на работу.
         Мне кажется, самое важное в этой истории - перестройка в собственной голове. Хотя, безусловно, без некоторых инструментов и структуры тоже сложно собраться - о них напишу в следующем посте на эту тему. Но главное, мне кажется, это понимать, что в 30-35 уже хватит "работать на зачетку" и можно позволить себе просто эффективно работать, уделяя время семье и здоровью. 

1 комментарий:

  1. Я может быть жуткий идеалист,но мне кажется,что в любом возрасте нужно работать не на зачетку,а на собственные цели,развитие,мечты :)

    ОтветитьУдалить