вторник, 31 марта 2015 г.

Осторожно, Milestone-мания! - Часть 1


- А вы уже переворачиваетесь/ползаете/стоите/хлопаете в ладоши/говорите мама?"
- Да? А мы еще этого не делаем... А вы уже...? А сколько вам? ... Ой...
"В этом возрасте уже должны быть зубы"
"Ребенок в 8 месяцев должен съедать 170 гр овощей"
"Плавает это понятно, а слоги-то повторяет?"
        Молодым родителям слишком уж часто приходится слышать подобные вещи. А чаще всего, и самим воспроизводить и вопросы, и суждения о "норме". Да и немудрено, ведь, во-первых, переживающему родителю очень хочется найти подтверждение, что с его ребенком все нормально, а мы привыкли судить о нормальности и о качестве через KPI, milestone'ы. (А как же иначе-то, если на работе до этого были одни KPI?!) А во-вторых, уже и по-привычке, т.к. во время беременности большинство родителей интересуются развитием ребенка на такой-то неделе, и кажется, что и после родов все должно быть также однозначно. И все бы хорошо, если бы "отклонения" от табличек мы, молодые родители, воспринимали, например, как подтверждение тому, что мир прекрасен в своем разнообразии. Но чаще всего вместо этого мы заболеваем Milestone-манией.
        
Симптомы болезни:
  • регулярно заявляет, что "совсем не парится" из-за развития своего ребенка. На самом же деле, так переживает, что даже не может ни с кем поделиться этим переживанием напрямую. "Ой, ну когда пойдет, тогда пойдет, мне все равно, я не переживаю. А вы во сколько пошли?"
  • знает наизусть все нормы, склонен все оцифровывать и сравнивать: "Так, ну вам же еще только 7,5, для вас это еще не задержка развития речи"
  • имеет озабоченный, усталый вид
  • проскальзывают извиняющиеся интонации. Например, встречаешь совершенно солнечную, смеющуюся девочку, которая хочет со всеми знакомиться и тянет руки к  твоему маленькому ребенку, и когда спрашиваешь ее как ее зовут, она шкодно отводит глаза - но в этот момент ее мама подчеркнуто-извиняющимся голосом произносит "Нам уже 2 и 5, но мы еще не говорим....", хотя про возраст никто бы спрашивать не стал, и шкодная улыбка вместо представления тоже вполне сойдет:) 
        Многие ли из нас этим страдают? Мне кажется, что да. Безусловно, мы так привыкли воспринимать и структурировать информацию - быстро анализировать, разбивать на правильное и неправильное и принимать решение, оценивать и сравнивать, сравнивать и оценивать..... Эта не может, по крайней мере, на первых порах не вилять на наше отношение к новому важному процессу в жизни - родительству. Да и педиатры, чаще всего, тоже подливают масла в огонь, опрашивая нас в время приема по казалось бы бесконечному списку параметров. В редкой книжке про развитие детей встретишь сноску, что мол "все перечисленные навыки не могут развиться у ребенка одновременно, у вашего ребенка будет свой, уникальный порядок". Так недолго и зафрустрировать и начать терять часть радости общения, тратя энергию на фоновый шум Milestone-мании: ребенок смотрит на тебя, радостно улыбаясь, а ты вроде бы с ним и играешь, но в игре стараешься "простимулировать" его переворачиваться/сидеть/ползти... И от этого отдаешься радости игры не на все сто.


         История одного больного:      
         Когда я готовилась стать мамой, я читала о том, что такое бывает, и думала: "Нее, ну со мной-то такого не будет":)) Ну конечно же, и меня тоже накрывало несколько раз. Первый раз, когда мне казалось, что мой ребенок должен уже переворачиваться, а она все не переворачивалась. Причем она явно показывала мне, что может, если большой стимул, но в основном это ей было просто не интересно. В тот раз меня спасла история, рассказанная медсестрой, о том, какие разные сроки переворотов бывали в ее практике (от 3 до 7 месяцев у совершенно здоровых детей). А другой раз, когда я переживала, что ребенок не ползает и не лепечет, меня накрыло сильнее. Нам встретилась девочка чуть младше Киры, которая, как мне тогда показалось, ВСЕ делает лучше моей дочки: и ползает, и сама садится, и "мама", "папа" и "баба", и даже "кис" говорит! И на несколько минут мне тот ребенок показался как будто бы красивее и лучше... представляете, лучше, чем мой?!!! Ужаснувшись от этой мысли, я приняла решение: с майлстон-манией надо завязывать.
         В Части 2 напишу, как мне удалось излечиться. А с вами подобные приступы случались? 




Комментариев нет:

Отправить комментарий